Что делать если ребенок ворует - советы психолога
22.07.16 15:07

ребенок ворует

Кражи в основном случаются дома, и чаще всего дети воруют какие-то предметы, принадлежащие матери, что весьма символично.

Двухлетний ребенок способен взять себе предмет, который ему понравился, не понимая при этом, что совершает дурной поступок, поэтому необходимо запретить кражи с самого начала.

До четырех лет малыш не осознает, что. воруя, обижает другого, наносит ему ущерб, зато он вполне может почувствовать ущемленным и обиженным себя самого, если увидит у другого игрушку, которую ему хочется, — потому-то без малейших угрызений совести и заберет ее себе. И крадет он при этом не столько желанный объект, сколько удовольствие другого ребенка.

Любой ребенок, подрастая, может поддаться искушению взять предмет, который ему не принадлежит.

- Тем не менее воровство у детей не означает, что они стали преступниками, даже в том случае, если они склонны солгать, чтобы защитить себя или оправдаться. Воровство и ложь часто становятся союзниками.

- Воровство может быть реакцией на особые психологические обстоятельства, чем-то вроде символической компенсации ущерба, нанесенного чувствам ребенка.

- В подобных случаях особенно важно разобраться в глубинной природе поведения малыша: связано оно с реальным недостатком материнской нежности или воображаемым, мимолетно у ребенка ощущение, что его мало любят, или уже угнездилось в нем.

- Период воровства у маленького ребенка в большинстве случаев длится недолго, и потому нужно, не делая из этой проблемы трагедии, как можно быстрее в ней разобраться и решить ее, пока к ребенку не приклеилась дурная репутация.

Прежде всего четко обозначьте запреты

Сформулировать запрет и объяснить, почему вы запрещаете ребенку воровать, надо максимально рано.

Начиная с двух-трех лет ребенок способен осознать, что вы им недовольны, даже если не понимает, что причинил вред другому.

Вот потому и необходима твердая, но в то же время спокойная реакция на его поступок.

Объяснения того, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок должен услышать до того, как воровство войдет у него в привычку.

- Если малыш ворует, но отрицает это, покажите ему что вас не удастся обвести вокруг пальца: «Ты взял вещь, которая тебе не принадлежит!»

- Осудите его поступок, но без того, чтобы ребенок почувствовал себя ущемленным. Главное тут — малыш должен запомнить, что в случае, если воровство повторится, его уже не простят и ему грозит наказание.

- Нужно научить его просить: «Если тебе хочется эту игрушку, попроси ее, а если тебе скажут «нет» — значит, брать ее нельзя».

- Принять и усвоить запрет — значит научиться противостоять искушению. Вы можете сказать ребенку, что сопротивляться трудно, но если он этого не сделает — будет наказан.

- Подготовьте ребенка к тому, что всегда нужно возвращать взятое на время: «Марк дал тебе свою игрушку, и нужно будет ее отдать, потому что это его игрушка!» Если малышу приходится играть с другими детьми и пользоваться их игрушками, надо с самого начала предупредить его, что все взятое придется возвращать, особенно, — в том случае, если у него уже проявлялась склонность оставить что-то себе.

ребенок ворует

Пятилетний ребенок может прийти из детского сада с вещами, которые ему не принадлежат. Дети в этом возрасте нередко чем-нибудь меняются, и обмен может получиться неравноценным, потому что для ребенка ценность вещи зависит от желания ею обладать, а отнюдь не от ее реальной стоимости.

- Безусловно, в таких случаях нужно поговорить с воспитательницей, узнать, как было дело, и при необходимости вернуть чужое, не стыдя ребенка за обмен.

- Независимо от того, выиграл ваш ребенок при обмене или проиграл, ему нужно объяснить, что такое вымогательство, шантаж.

Что делать если ребенок крадет в магазине!

Если ребенок украдет в магазине конфеты или игрушку, а вы это заметите, то даже в том случае, если вы обнаружите кражу, когда она уже свершилась, он поймет, что поступил неправильно, и постарается незаметно положить украденное на место.

- Старайтесь не слишком бурно реагировать на поступок ребенка: чрезмерная драматизация может обострить положение.

- Верните украденный предмет, но не ругайте и не стыдите ребенка при продавце или других покупателях.

- Не нужно силой вынуждать ребенка извиняться. Извинитесь перед продавцом в его присутствии сами, потому что именно вы отвечаете за своего ребенка.

- Не призывайте людей в свидетели. Вы можете стыдиться самого акта воровства, но не обращайте это чувство стыда против своего ребенка.

- Не надо дома постоянно возвращаться к инциденту и обсуждать его.

- Лучше предупредить, чем лечить. Избегайте ставить ребенка в положение, при котором ему легко соблазниться тем, что он видит. К посещению магазина игрушек, например, нужно готовить его заранее.

- Не грозите ребенку санкциями, которые к нему неприменимы: двухлетних в тюрьму не сажают!

- Опасайтесь дискуссий на тему о профилактике преступлений, пусть их ведут политики и психологи. Ваш ребенок отнюдь не будущий преступник, и не создавайте ему из-за одного мелкого факта дурной репутации, это несправедливо.

Если ребенок ворует без всякой явной причины

Склонность к воровству не всегда имеет четкую мотивацию и порой объясняется просто-напросто тем, что ребенок хочет впрямую воспользоваться украденным. А возможно, ребенок, нуждаясь в любви и внимании, таким образом компенсирует себе реальный или воображаемый дефицит того и другого. Спросите малыша, зачем он это сделал. Иногда контекст поступка проясняется очень скоро: рождение младшего брата или младшей сестры (или какая-то другая эмоциональная причина) нередко вызывает у ребенка страх потерять любовь матери, у него возникает ощущение, будто его обокрали или ущемили, — и он прибегает к краже.

В таком случае надо сразу же:
- наказать (разумно и зная меру!);
- успокоить в эмоциональном плане;
- снять с ситуации налет драматизма если поведение ребенка — это ответ на какие-либо события.

Если ребенок ворует, чувствуя себя ущемленным из-за того, что у других есть игрушки, которых у него нет, или если он крадет деньги, чтобы купить себе сластей, ваша реакция всегда должна быть воспитательной: поскольку он осознает, что преступил закон, он должен ждать упреков и наказания.

Только в тех случаях, когда воровство, связанное с отсутствием или нехваткой любви, продолжается и в возрасте, когда ребенок идет в школу, такое поведение можно приравнять к асоциальному, и тут необходима консультация специалиста, психолога или детского психоаналитика, который сможет, разобравшись в причинах, назначить соответствующую терапию.

Read Full Article