По вашему запросу ничего не найдено

С 1 января 2016 года вступил в силу так называемый закон «о забвении». Согласно этому закону, российские поисковые системы по обращениям граждан должны «забывать» ссылки на страницы, содержащие недостоверную информацию о них. Банки.ру вспомнил, с чего все началось и какими проблемами уже обернулось.

ЕС против Google

Вопрос об актуальности данных в поисковых системах всплыл относительно недавно – в 2009 году. Испанец Марио Костеха Гонсалес обнаружил, что с помощью поисковой системы Google на сайте одной из газет можно найти объявление 1998 года об аресте его имущества за долги. Гражданин потребовал удалить информацию как устаревшую, однако газета отказалась это делать, сославшись на то, что публикация была сделана Министерством труда и социальной защиты.

Тогда испанец обратился с аналогичной просьбой к поисковому оператору. Который тоже отказал в удовлетворении просьбы. В 2010 году Костеха Гонсалес обращается в испанское ведомство по защите персональных данных (Agencia Espa?ola de Protecci?n de Datos, AEPD), которое, рассмотрев дело, отказывает в претензии к газете, но полностью удовлетворяет жалобу к Google.

Спустя год испанский суд передает на рассмотрение Европейского суда дело, в котором объединено около 180 подобных разбирательств. В результате суд ЕС расценил, что обработка информации в Интернете поисковыми системами может затрагивать персональные данные, что означает о необходимости контроля этого процесса. Это разбирательство послужило толчком к разработке акта о защите персональных данных, принятого в 2014 году, благодаря которому за гражданами закреплялось право требовать от поисковых систем удаления ссылок на ресурсы, содержащие недостоверную информацию.

Эхо в Москве

Спустя какое-то время о праве «на забвение» заговорили и российские законодатели. Тем более что им самим, как и многим российским бизнесменам, точно есть что скрывать и не дать вспомнить своим оппонентам. За дело взялись довольно активно: с момента возникновения самой идеи до принятия поправок к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» прошло чуть менее года. Скорость, с которой принимались решения, чуть было не привела к плачевным результатам для всей отрасли: в первой версии закона «о забвении» определение поисковой системы было слишком размыто, и под его действие чуть было не попали все сайты в Интернете, на которых имеется строка поиска.

Об этом напомнил директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко на Cyber Security Forum 2016. По его словам, если бы до законодателей не удалось донести мнение круга компаний, работу которых так или иначе затрагивает законопроект, под действие закона «о забвении» могли бы попасть даже внутрикорпоративные системы поиска. Несмотря на попытки РАЭК отсрочить дату вступления закона в действие как минимум на год, чтобы дать операторам поиска адаптироваться к новым условиям, изменения вступили в силу с начала 2016 года.

Что можно удалить

Воспользоваться «правом на забвение» можно, лишь если заявитель является гражданином РФ, ссылки на информацию доступны только пользователям российского сегмента Сети, а сами данные содержат неактуальную, недостоверную или утратившую (для заявителя) значение информацию. При этом удалению не подлежат ссылки на информацию о преступлениях или данных о непогашенной судимости. Срок рассмотрения жалобы поисковым оператором не должен превышать десять дней.

Главной проблемой реализации закона является то, что проверкой достоверности фактов, перечисленных в обращении граждан, вынуждены заниматься сами поисковики. По каждому обращению компания должна своими силами проводить небольшое расследование, чтобы установить законность требований пользователя.

Для этого поисковая система вправе запросить такую информацию, как паспортные данные заявителя, и документы, подтверждающие неправомерность конкретных сведений. Учитывая относительно небольшой срок, отводящийся на рассмотрение жалобы, нагрузка на этапе «проверить обоснованность жалобы» может быть довольно серьезной.

«Было бы очень комфортно, чтобы все первоначальные запросы получал Роскомнадзор, разбирался бы в их адекватности и взаимодействовал с пользователями, задавал им вопросы уточняющего плана […] и уже после проведения первоначального расследования, отправлял (запрос. – Прим. ред.) в поисковые системы», — сказал Плуготаренко.

Сами компании, предоставляющие услуги поиска, не слишком охотно комментируют последствия вступления в силу закона «о забвении». К примеру, в пресс-службе «Яндекса» порталу Банки.ру сообщили, что «пока недостаточно статистики для обобщения ситуации. …Обращения об удалении ссылок рассматривает наша служба поддержки совместно с юристами компании, на разбор каждого заявления новый закон отводит десять рабочих дней. По результатам рассмотрения ответ будет направлен на электронный адрес, который указал пользователь в своем обращении». Похожими ответами ограничиваются и другие игроки рынка.

Не все поисковые системы – поисковики

Учитывая новизну закона, большинство пользователей Сети пока еще не очень понимают, каким конкретно критериям должна соответствовать информация для изъятия ее из поисковой выдачи. Кроме этого, мало кто знает, что не каждая поисковая система является поисковиком. К примеру, Rambler использует поисковую технологию «Яндекс». Так что найти на страницах ресурса форму для подачи жалобы не получится.

Еще один непонятный момент в этой истории – зарубежные поисковые системы, не имеющие представительства в России и получающие, благодаря поправкам, преимущества перед отечественными поисковиками. Механизмов, позволяющих добиться от них удаления ссылок, нет. По мнению экспертов, таким образом, эти ресурсы получили благодаря закону преимущества перед отечественными системами.

Будет ли это работать

Насколько хорошо будет работать закон и сколько людей пожелают воспользоваться правом на забвение, предсказать сложно. Неизвестно пока и то, сколько жалоб будет удовлетворено поисковиками. Одно можно сказать точно: «всеобщего забвения» все равно не наступит, благодаря довольно четко прописанным критериям. Кроме этого, по словам руководителя проекта «Роскомсвобода» Артема Козлюка, из закона следует, что поисковая система имеет право не удовлетворять жалобу пользователя без судебного постановления. Так что судиться за свою репутацию тем же политикам или бизнесменам все равно придется.

Павел ШОШИН, Banki.ru

Read Full Article