С поркой и без: как работает наказание для банков-«превышенцев»

С 1 июля 2015 года регулятор карает банки, предлагающие депозиты по завышенной ставке, существенно более высокими взносами в фонд страхования вкладов. Банки.ру попытался разобраться в том, насколько эффективной оказалась эта мера наказания.

ЦБ сказал — ЦБ сделал

Регулятор следит за активностью на рынке вкладов, сообщила глава ЦБ Эльвира Набиуллина 11 февраля на ежегодной встрече руководителей Банка России с банкирами в подмосковном пансионате «Бор». «Мы обращаем внимание на то, когда банк ведет себя слишком агрессивно на рынке вкладов, повышая ставки и привлекая депозиты, у нас возникают сомнения, что такой рост ставок можно отработать в реальном секторе экономики», — сказала она. «Мы не смотрим на долю депозитов в пассивах, нас интересует темп роста», – уточнила Набиуллина.

Чуть более полугода назад, 1 июля 2015 года, вступили в силу новые правила работы банков по привлечению вкладов от населения. Те банки, которые привлекают депозиты по завышенной ставке, обязаны платить повышенный взнос в фонд страхования вкладов. О том, что новая жизнь для банков, привлекающих депозиты физических лиц, начнется с этой даты, неоднократно, примерно начиная за два года до «дня икс», заявлял на банковских конференциях заместитель председателя Центрального банка России Василий Поздышев. Также он постоянно напоминал банкирам, что ЦБ о своих идеях не забудет – и тем, кто ведет рискованную игру на повышение процентов по вкладам, придется расплачиваться.

Согласно новым правилам подсчета ставок, Банк России уже к 1 июля 2015 года разработал два показателя — норматив определения базового уровня ставки и норматив раскрытия информации по ставкам по вкладам. Если ставка по вкладам, которые банки собирали с народа в апреле прошлого года, еще могла быть признана «ориентировочной», то вот за ставки по вкладам, собранным в июле 2015 года, уже пришлось отвечать по всей строгости закона.

«Превышенцы» не исчезли

Как сообщил на днях Банки.ру заместитель председателя Центробанка Михаил Сухов, по итогам IV квартала 2015 года держали ставку выше определенного АСВ и Банком России предела 40–50 банков.

Согласно подсчетам ЦБ, с 1 февраля 2016 года «приемлемая» для депозитов в рублях ставка на год составляет 11,2% по вкладам на год и 11% по вкладам сроком на шесть месяцев. До февраля «нормальные значения» находились ниже этих показателей на 0,5 процентного пункта: то есть для вкладов на год это была ставка 10,7%, а для вкладов на полгода – 10,5%.

Согласно новым нормативам, каждый банк имеет право привлекать средства от физических лиц по средневзвешенной ставке, рассчитанной Агентством по страхованию вкладов (АСВ) на основании ставок по вкладам в топ-10 банков, привлекающих самый большой объем вкладов, — плюс 3,5 п. п.

Расчеты ставок по вкладам ведутся Банком России по трем валютам и по разным категориям срочности — от вкладов до востребования до вкладов сроком до трех лет. Всего определено 15 категорий вкладов. По этим данным ЦБ и АСВ и впредь будут проводить мониторинг средней ставки, исчисляемой на основании средневзвешенной ставки по вкладам в 2/3 всех банков, работающих с населением.

Высокие ставки становятся ниже

Ставки по вкладам в десяти крупнейших банках, привлекающих самый большой объем депозитов населения, достигли максимума в первой и второй декаде января 2015 года. Это стало следствием резкого повышения до 17% ключевой ставки Банка России в середине декабря 2014 года из-за обвальной девальвации рубля. Тогда среднерыночная ставка топ-10 составляла 15,235%, в то время как во многих других банках достигала 21%. Причем это не были банки-«пылесосы», намеренно задирающие ставки по депозитам в надежде собрать с рынка ликвидность накануне отзыва лицензии, и большинство из этих банков работали и в середине 2015 года, говорил Василий Поздышев. По состоянию на начало июля 2015 года, средняя ставка по вкладам в рублях сроком на год в российских банках колебалась в диапазоне 12–13%.

Те банки, которые хоть по одной категории, хоть на один месяц не укладываются в норматив, рассчитанный АСВ, должны платить повышенные отчисления в систему страхования вкладов (ССВ). А те банки, которые будут превышать средневзвешенную ставку привлечения на 3 п. п., станут платить еще большие дополнительные повышенные отчисления в ССВ, разъяснял Поздышев.

Еще немного математики

Трейдер-аналитик Марк Гойхман взялся проанализировать самые распространенные виды вкладов в банках – на срок от 181 дня до года. По его подсчетам на основании данных Центробанка на 1 февраля, на срок от 181 дня до года вносится больше трети рублевых вкладов – 36%. Для таких депозитов, по указанию ЦБ РФ, на февраль установлен базовый уровень доходности в 11,51% годовых.

Дополнительная ставка отчислений в фонд страхования АСВ работает при превышении банком этого базового уровня на 2 и 3 п. п. По решению АСВ, на II квартал 2016 года размер дополнительной ставки следующий: при доходности вклада выше базового уровня на 2 п. п. банк платит в АСВ 50% от стандартных отчислений, то есть от 0,1% от суммы вклада. В том случае, если вклад имеет доходность на 3 п. п. больше базового, повышенная ставка вырастает до 200%. Следовательно, для того чтобы банк попал под санкции, его годовые вклады должны быть привлечены под 13,52% и 14,53%.

Такие проценты по вкладам на год встречаются редко, обычно ставки не превышают 12–13%, говорит Гойхман. Для сравнения он приводит данные Банка России: сейчас доходность вкладов десяти банков, привлекающих наибольший объем средств населения, составляет 10% годовых.

Хотя ЦБ не озвучивал данные по «превышенцам» второго полугодия прошедшего года, сухая статистика свидетельствует о том, что с 1 июля 2015 года до конца года Банк России отозвал лицензии у 49 банков, работавших с вкладами населения. Еще девять лицензий у банков, привлекавших вклады, были отозваны за январь и первые числа февраля 2016 года.

При этом по состоянию на те же первые числа февраля 2016 года ставку по вкладу от 50 тыс. рублей на срок на год в размере 12% и выше предлагают 22 банка – по 31 варианту депозитов. А 12 п. п. в рублях – почти на 1 п. п. выше, чем озвученный Михаилом Суховым норматив.

Не лекарство, а диагноз

«Уверен, что пристальный мониторинг за уровнем депозитной ставки давно стал частью общего мониторинга, включающего рискованную кредитную политику и поддержание рекомендованного уровня достаточности капитала банков», — считает CEO консалтинговой компании Bulad & Co, в прошлом член совета директоров банка «Пойдем!» Булад Субанов. По его словам, процесс возмещения денежных средств с вкладов в банках через механизм АСВ всегда вызывает социальный резонанс, так как обращает внимание на роль государства в регулировании финансовой отрасли. «А с такой динамикой отзыва лицензий даже такие простые вопросы, как выплата страховки по вкладам, поднимаются слишком часто», — считает Субанов.

ЦБ стремится максимально усложнить банкирам с рискованной бизнес-политикой доступ к средствам физических лиц, отмечает генеральный директор компании Frank Research Group Юрий Грибанов. Если следовать логике ЦБ, фондироваться за счет высокодоходных вкладов физиков в условиях охлаждения на рынке кредитования готовы только банки, испытывающие проблемы с ликвидностью, полагает эксперт. С этим связано пристальное внимание Банка России к банкам, держащим повышенную ставку. «Поэтому повышенная ставка является скорее не причиной применяемых ЦБ к банкам крайних мер, а таким же, как и сами меры, следствием плачевного положения дел в конкретном банке», — говорит Грибанов.

Банки, вынужденные брать деньги вкладчиков под 13,5–14%, практически наверняка находятся в зоне риска, считает Марк Гойхман. Именно они – действительно кандидаты на ограничение деятельности и даже лишение лицензии со стороны ЦБ, добавляет он. Поэтому результатом внимания ЦБ и АСВ к ставкам будет возможное дальнейшее сокращение количества банковских учреждений. Это происходит в рамках консолидации банковской системы.

Дальше — меньше

Удешевления вкладов непосредственно из-за санкций АСВ не произойдет, прогнозирует Гойхман. Ведь подавляющее большинство вкладов и так дают доходность ниже указанных ЦБ и АСВ ограничений. Некоторые банки превышают эту доходность и, возможно, понизят процент по вкладам, но их доля на рынке привлечения средств физических лиц очень мала и не повлияет на общую ситуацию.

Булад Субанов считает, что в ближайшее время ставки по депозитам продолжат снижаться, но не готов дать прогноз, до какого уровня. Его больше заботит вероятность сценария, когда ставка по депозиту будет существенно ниже инфляции. «Вот тогда банкам придется перейти к предложению комплексных накопительных продуктов, где депозит будет только частью предложения для частных лиц», — отмечает он. Правда, по мнению Субанова, до такого массового снижения ставок по вкладам нам еще далеко.

Юрий Грибанов также уверен, что ближайшее время ставки продолжат снижаться, так как в условиях падения объемов кредитования банковская отрасль, за исключением отдельных игроков, не нуждается в дорогом фондировании и не заинтересована в динамичном росте портфеля вкладов. Он напоминает, что за прошедшие полгода средние ставки снизились на 0,5 п. п., и предполагает, что к лету 2016 года они упадут еще на столько же.

Марк Гойхман полагает, что конкуренция за средства вкладчиков сейчас исключительно высока, особенно в условиях сокращения доходов населения и падения. Предельные ставки действительно вносят ограничения в возможности ценовой конкуренции. Но чрезмерное задирание ставок – сомнительное конкурентное преимущество, ведь это может подорвать стабильность самого банка, отмечает Гойхман.

«К концу года ситуация может измениться, и крупные банки могут снова включиться в гонку за вкладами. Факторами роста интереса лидеров рынка к деньгам физлиц могут стать снижение остатков на счетах юридических лиц и оживление на рынке розничного кредитования», — прогнозирует Юрий Грибанов.

Елена ГОСТЕВА, Banki.ru

Read Full Article